Интерьер в римском стиле фото

405

Интерьер в римском стиле фото

Интерьер в римском стиле фото



Архитектура. Словарь терминов. Буквы П - Я.

П

ПАВИЛЬОН (франц. pavilion, от лат. papilio — “бабочка”, похожий на бабочку шатер), небольшая постройка, часть дворцово-паркового ансамбля (ср. бельведер; монплезир; монбижу; шале; шарбоньер; эрмитаж).

ПАВИМЕНТ, см. паркетри.

ПАГОДА (португ. pagoda, от санскр. bcha'gvat — священный; кит. bao-ta — “башня сокровищ”), в архитектуре Юго-Восточной Азии — ярусная башня. Вначале — дозорная вышка, затем культовое и мемориальное сооружение. Количество ярусов и кровель пагоды имеет символическое значение (ср. зиккурат).

ПАДУГА (от дуга), в интерьере здания — выкружка, скругленная поверхность между вертикальной плоскостью стены и горизонтальным плафоном (потолком). То же, что вут.

ПАЗУХА СВОДА — пространство между наружными поверхностями примыкающих друг к другу сводов либо между сводом и стеной.

ПАЛАТЫ (др.-рус. полата, через ср.-греч. palation, из лат. palatium — дворец), в древнерусской архитектуре — большое каменное здание. Деревянное здание именовали хоромами. В ином значении палати, или полати, — настил, помост, верхний полуэтаж (то же, что антресоль, мезонин), “верхняя церковь”, хоры в древнерусском храме.

ПАЛАЦЦО (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец), в итальянской архитектуре — дворец, городской особняк, частный дом. В Древнем Риме на Палатинском холме (Palatinum mons) строили свои дворцы императоры и патриции, что и послужило названием для городского дворца. Отсюда также — палас (франц. palais — дворцовый), палантин, палаты. В архитектуре Франции городской дворец именуют отель.

ПАЛЕСТРА (греч. palaistra, от palaio — бороться), в Древней Греции — комплекс построек и площадок для спортивного воспитания юношей.

ПАЛИСАД (франц. palissade, от лат. palus — кол, столб), военное укрепление, частокол, затем под влиянием русского слова “сад” — огражденный участок сада, парка.

ПАЛЛАДИАНСТВО (англ. Palladianism), стилистическое течение в архитектуре Классицизма XVII — XVIII вв., основанное на композиционных приемах, созданных венецианским архитектором позднего Итальянского Возрождения Андреа Палладио (1508 — 1580). Палладио (псевдоним Андреа ди Падова, взятый им в честь древнегреческой богини Афины Паллады) строил в основном в г. Виченца.

Он канонизировал элементы сложившейся к тому времени классицистической архитектуры. В дальнейшем В. Скамоцци в Италии, У. Кент, Дж. Вуд, Дж. Вэнброу, К. Кэмпбелл, Р. Моррис в Англии и Дж. Кваренги в России успешно повторяли и варьировали “палладианские” мотивы: колоннады, портики, арки и аркады с малыми колонками внутри, купола и статуи на постаментах по углам треугольных фронтонов.

ПАЛЬМЕТТА (франц. palmette, от греч. palma — ладонь), элемент античного орнамента, изображающий стилизованный лист пальмы (название по сходству с пальцами руки; ср. акант; акротерий; апий; астверк).

ПАНДАТИВ, см. парус.

ПАНДУС (франц. pente douce — пологий склон), наклонная поверхность, заменяющая лестницу. В классической архитектуре пандусы использовали для въезда экипажей к парадному крыльцу на уровне бельэтажа здания.

ПАНЕЛЬ (нидерл. paneel, от ср.-лат. panellus — сукно, кусок ткани), обшивка, деревянная плита, применяемая для отделки стен или потолков. Другое название — ламбри (франц. lambris — обшивка), деревянная панель с резным или лепным декором, характерная для архитектуры интерьера первой половины XVIII в.

ПАННО (франц. panneau — щит, доска, плоскость, от лат. pannus — кусок ткани, лоскут), плоскость, имеющая обрамление. Часть поверхности стены, плафона (потолка). Близкие термины — панель, филенка. Центральную часть — гладкую поверхность панно называют зеркалом (ср. десюдепорт; трюмо).

ПАНТЕОН (греч. Pantheion — храм Всех Богов, от pan — все и theos — Бог), тип античного сооружения, обычно круглого в плане, посвященного всем богам (ср. ротонда; толос). Наиболее знамениты Пантеон в Риме (120 г. н. э.) с огромным куполом (диаметром 43,2 м) из бетона и Пантеон в Париже (архитектор Ж. Ж. Суффло, 1758 — 1789).

ПАПЕРТЬ (ст.-слав. папръть), в русской архитектуре — “внешний притвор” (см. притвор), крытое крыльцо церкви.

ПАРАПЕТ (итал. parapetto, от pаrаrе — защищать и petto — грудь), невысокая стенка, ограда “по грудь”.

ПАРАСКЕНИЙ (греч. paraskenion, от para — около и skene; см. скена), в древнегреческом театроне — небольшие стенки по обеим сторонам скены, служащие фоном, так же как и проскений позади актеров.

ПАРК (франц. pare, от позднелат. parricus — загон), большой огороженный сад с водоемами, фонтанами, малыми архитектурными сооружениями, статуями, аллеями. Композиция садов и парков с геометрической планировкой сложилась в эпоху Итальянского Возрождения. Затем, в XVII в., преобладал французский регулярный стиль, а во второй половине XVIII в. — английский, или пейзажный (ср. агведаль; баг; гюлистан).

ПАРКЕТРИ (франц. parqueterie — настилка), искусство и техника настила наборных полов. Древние римляне выкладывали полы из разноцветной морской гальки и называли эту технику “павиментум” (лат. pavimentum — утрамбованный; ср. литостроты). В новое время использовали преимущественно мозаику из дерева.

ПАРОД (греч. par-odos — проход), в древнегреческом театроне — проход зрителей к своим местам и проход актеров на скену.

ПАРТЕР (франц. par terre — “по земле”), композиция вровень с плоскостью земли, например в парке регулярного стиля.

ПАРУС, ПАНДАТИВ (лат. pandativus — искривленный), вогнутая поверхность треугольной формы, напоминающая корабельный парус. Четыре таких паруса образуются в средокрестии крестово-купольного здания при переходе от квадратного в плане основания к круглому куполу. Близкая форма — тромп.

ПАРФЕНОН (греч. Parthenon — Девичий), выдающееся произведение античного искусства периода классики. Дорический периптер, храм богини Афины на Афинском Акрополе, в столице Древней Греции. Его строили Калликрат и Иктин в 447 — 438 гг. до н. э.

Название возникло от “парфенона” (девичьей комнаты), помещения между наосом и опистодомом, в котором жрицы хранили свои одеяния и культовые предметы.

ПАССАЖ (франц. passage — проход, от passer — проходить), в архитектуре — крытый переход, галерея.

ПАСТАДА (греч. pastados), в древнегреческой архитектуре — “помещение, открытое в одну сторону”: портик, колоннада, крытая галерея (ср. лоджия; простасис).

ПАТИО (итал., от исп. patio, из лат. pateo — открытый, просторный), внутренний дворик итальянского палаццо.

ПЕНТАСТИЛЬ (греч. pentastylos, от pente — пять и stylos — опора, колонна), здание с портиком из пяти колонн на переднем либо на переднем и заднем фасадах.

ПЕНТАСТИХОС (греч. pentastichos, от pente — пять и stichos — ряд), здание, портик, имеющие пять рядов колонн.

ПЕРГОЛА (итал. pergola, от лат. pergere — выдвигаться, выступать), парковое сооружение, крытая беседка на колоннах. В садах и парках XVII — XVIII вв. — галерея решетчатой конструкции для вьющихся растений. В более широком значении — ниша, беседка, балкон (ср. бельведер).

ПЕРИБОЛ (греч. peribolas — окружность, очертание), в древнегреческой и эллинистической архитектуре Ближнего Востока — священная площадка, обнесенный стеной участок перед храмом. В центре устанавливали жертвенник. В поздней античности периболы оформляли колоннадами, портиками, статуями (ср. перистиль; теменос).

ПЕРИПТЕР (греч. peripteron — “окрыленный”, от реп — вокруг и pteron — крыло), тип здания, прямоугольного в плане, со всех четырех сторон окруженного колоннадой. Наиболее распространенный тип храма в Древней Греции. Периптер следует отличать от псевдопериптера, имеющего колонны только на переднем фасаде, а на трех остальных — полуколонны, от простиля, имеющего колонны только на одном, переднем фасаде (см. также амфипростиль), и от диптера — храма, окруженного двойным рядом колонн.

ПЕРИСТАС (греч. peristasis — “стояние кругом”), в античной архитектуреколоннада, окружающая двор (такая композиция называется перистилем) или храм (который в этом случае именуют периптером).

ПЕРИСТИЛЬ (греч. peristylos — окруженный колоннами), в античной архитектуре — двор, перибол (см. также теменос), окруженный колоннадой (ср. пастада).

ПЕРСПЕКТИВА (франц. perspective, от лат. perspiсеге — ясно видеть), ясный вид, взгляд вдаль. В специальном значении — изображение здания с угла, в ракурсе, как оно обычно воспринимается в действительности (ср. аксонометрия; изометрия; план; плафон; фасад).

ПЕШТАК (перс. pestak — “передняя арка”), в архитектуре Ближнего Востока и Средней Азии — парадный портал в виде монументальной стенки наподобие пилона, прорезанной нишей — сводчатым айваном, в глубине которого находится вход.

ЦИКНОСТИЛЬ (греч. pyknostylos, от pyknos — плотный, тесный и stylos — колонна, опора), тип древнегреческого храма, периптера с небольшим интерколумнием (расстоянием между осями колонн), равным 1,5 нижнего диаметра — эмбатаколонны (ср. диастиль; систильная расстановка колонн; эветиль).

ПИЛОН (греч. pylon — “место, занимаемое воротами”, от pylai — ворота, проход), вертикальная опора, в отличие от круглой колонны или плоской пилястры, имеющая квадратное либо прямоугольное сечение. Такие пилоны устанавливали по сторонам входа, отсюда название (ср. портал; пропилеи).

ПИЛОТИ (франц. pilotis — свайный, от pilot — свая, столб), свайная постройка, дом, приподнятый на столбах.

ПИЛЯСТРА (итал. pilastro, от лат. pilae — столб), плоский вертикальный выступ на поверхности стены, заменяющий колонну. Имеет прямоугольное сечение, подобно колонне в верхней части дополняется капителью, а в нижней — базой. Схожие элементы — лизена в западноевропейской архитектуре и лопатка в древнерусской — не имеют капители и базы (ср. скарп; тения; тяга).

ПИНАКЛЬ (франц. pinacle, от лат. pinnaculum — перистый, “крылышко”), в готической архитектуре Западной Европы XII — XV вв. — небольшая башенка, увенчанная миниатюрным шатромфиалом. Пинакли и фиалы украшали краббами и крестоцветами. Пинакли имеют в готической архитектуре не только декоративное, но и конструктивное значение: своей тяжестью они придавливают наружные опоры здания — контрфорсы, увеличивая их прочность.

ПИНАКОТЕКА (греч. pinakotheke, от pinax — дощечка и theke — хранилище), хранилище картин, которые в Древней Греции писали на деревянных досках. Отсюда позднейшее значение — здание картинной галереи.

ПИРАМИДА (греч. pyramis, от руга — огонь, жертвенник), грандиозное сооружение Древнего Египта периода Древнего царства (3000 — 2263 гг. до н. э.). Египтяне называли пирамиды “Пер-О” (“Большой дом”), • однако назначение египетских пирамид до настоящего времени не ясно (традиционная версия о гробницах фараонов не подтверждается). Пирамида — это уникальное сооружение в истории архитектуры, в нем полностью отождествляется конструкция и композиция. Идеальные пропорции, отвечающие законам гравитации, объясняют прочность и устойчивость пирамид. Самая большая из трех великих пирамид — фараона Хуфу в Гизе имела в высоту 148,2 м (ныне ее верхушка утрачена), сторона основания — около 230 м. Пирамида сложена из 2 млн 300 тыс. блоков известняка и ранее имела облицовку (ср. зиккурат; мастаба).

ПИРГОС (греч. pyrgos — башня, укрепление), в античной архитектуре — крепостная башня, бастион.

ПИРОН (греч. pyronos, от реrа — сума, котомка), в античной архитектуре — металлический или деревянный вкладыш, соединяющий каменные блоки. В отличие от обычных скоб или штырей, пирон имеет форму “ласточкина хвоста” или двойной буквы “Т”.

ПИСЦИНА (лат. piscina, от piscis — рыба), водоем, бассейн, источник воды. Большой бассейн для купания в римских термах (ср. имплювий).

ПЛАН (от лат. planta — стопа, подошва), вид или изображение какого-либо объекта точно сверху. Противоположный термин (вид снизу) — плафон. Боковые проекции здания (со всех четырех сторон) называют фасадами. Вид с угла — перспективой.

ПЛАФОН (франц. plafond, от plat — ровный и fond — дно), вид, проекция на здание снизу (ср. план). Отсюда более узкое значение термина — роспись, декор потолка. Центральную часть плафона называют зеркалом (см. также панно; падуга; софит).

ПЛИНТ (греч. plinthos — брусок, плитка), нижняя часть базы колонны в виде квадратной плиты. В более широком значении — любой выступ, профиль прямоугольного сечения (ср. сандрик; тяга).

ПЛИНФА (др.-рус. плинфъ, из греч. plinthos; см. плинт), в византийской и древнерусской архитектуре — широкий и плоский кирпич (30 X 40 X 3,5 см). Ряды плинфы чередовались с полосами цемяночного раствора (из смеси извести и толченого кирпича).

ПОВАЛ (от валить), в деревянной архитектуре славян — расширение верхней части сруба постепенным напуском венцов (конструкции из четырех бревен, связанных по углам). Повал создает дугообразный силуэт и служит основанием шатров и скатных кровель (ср. отлив).

ПОВАЛУША, в русской архитектуре — высокая башня, деревянный сруб, завершенные шатром.

ПОВАЛЬНЫЕ СЛЕГИ (см. слега), выпуски бревен в повале сруба, поддерживающие вынос кровли.

ПОГОСТ (от гостить), в древнерусской архитектуре — подворье, постоялый двор. Со временем погостами стали называть комплексы построек вокруг церкви, окруженные стеной.

ПОДЗОР (от зреть, смотреть), в русской архитектуре — деревянная резная, узорчатая доска, расположенная горизонтально под карнизом кровли крыльца, гульбища (ср. полотенце; причелина).

ПОДИУМ (лат. podium, от греч. pous — нога, стопа), в древнеримской архитектуре — подножие, высокое основание постройки. То же, что в древнегреческой стереобат, или крепидома (ср. постамент; пьедестал).

ПОДКЛЕТ, в русской архитектуре — нижний, цокольный этаж здания “под клетью” (см. клеть).

ПОДПРУЖНАЯ АРКА, арка, поддерживающая свод. В средокрестии храма крестово-купольного типа кольцо барабана купола поддерживают четыре подпружные арки. Одна из них — арка, предваряющая алтарь, называется триумфальной.

ПОЛАТИ, см. палаты.

ПОЛИСТАН (тюрк. gulistan — сад, огород), в искусстве Средней Азии — огороженный стенами сад регулярной планировки (ср. агведаль; баг).

ПОЛОТЕНЦЕ, в русской деревянной архитектуре — резная деревянная доска, которую прикрепляют вертикально под вершиной треугольного фронтона. Нижний край доски с ажурным узором напоминает край полотенца, отсюда название (ср. подзор; причелина).

ПОЛУКОЛОННА, колонна, выступающая из плоскости стены по всей высоте на половину своего диаметра. Колонна, выступающая на три четверти диаметра, называется трехчетвертной.

ПОРЕБРИК, в древнерусской архитектуре — прием кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывают “елочкой”, отчего образуется зубчатый пояс с треугольными выемками.

ПОРТАЛ (франц. portal, от лат. porta — ворота, вход), архитектурное оформление входа в здание.

ПОРТИК (франц. portique, от лат. porticus — крытый ход, навес), выступающая часть здания или самостоятельная постройка, образованная колоннадой и имеющая собственное перекрытие. Оформляет вход или проход в здание (ср. лоджия; портал; стоя).

ПОРТФЕНЕТР (франц. portefenetre, от porte — дверь и fenetre — окно), дверь-окно, или французский балкон: окно с невысоким балконом-решеткой, незначительно отступающим от плоскости стены.

ПОСТАМЕНТ (нем. Postament, от лат. postamentum — “поддержка позади”), основание, подножие сооружения (см. также база; крепидома, плинт; подиум; подклет; пьедестал; скамилла; стереобат; стилобат; трибуна; фундамент; цоколь).

ПОСТЕЛЬ (от стелю, стлать), наиболее широкая часть каменной плиты, или квадра, которой укладывают камень на опору, фундамент или нижний ряд камней.

ПОСТИКУМ (лат. posticum — задняя дверь, задворки), в древнеримском храме — помещение, находящееся за целлой, то же, что в древнегреческом опистодом.

ПРЕСВИТЕРИИ (греч. presbyterion — совет старейшин), алтарная часть раннехристианских храмов, несколько приподнятое над общим уровнем пола полукружие апсиды. Там находился трон епископа и скамьи священников, отсюда название. Позднее в западноевропейских базиликах пресбитерием стали называть центральную часть хора, в православных храмах — пространство между солеей, или вимой (возвышением перед иконостасом), и алтарем.

ПРИДЕЛ, пристройка к основному объему здания. В храмах — обычно с южной или с северной стороны. Пристройка с западной стороны называется вест-верк, нартекс, притвор (ср. апсидиола; капелла; пронаос; трапезная).

ПРИТВОР (от притворить, пристроить вор — ворота), в православных храмах — пристройка с западной стороны. Такие же пристройки с северной и южной сторон называются приделами, с восточной — апсидой (ср. аванзал; антикамера; вестибюль).

ПРИЧЕЛИНА (от чинить, делать), в русской деревянной архитектуре — доска на фасаде дома, украшенная резьбой или росписью. В постройках с двускатной кровлей причелины обрамляют фронтон с двух или со всех трех сторон (ср. подзор; полотенце).

ПРОДОМОС (греч. pro-domos — перед домом), в Древней Греции — преддверие, пространство перед входом в атриум, образованное выступами боковых стен (ср. вестибюль; пронаос).

ПРОНАОС (греч. pronaos, от pro — перед и naos — жилище божества; см. наос), в древнегреческой архитектуре — “предхрамие”, преддверие. Часть внутреннего помещения храма между входным портиком и наосом, в котором находится статуя божества. Происходит от более ранней формы — продомоса.

ПРОПИЛЕИ, ПРОПИЛОН (греч. propylaia — преддверие; propylon — перед воротами), сооружение, оформляющее парадный вход; портик или композиция из нескольких портиков; колоннада, перекрытая антаблементом.

ПРОСКЕНИЙ (греч. proskenion, от pro — впереди и skene; см. скена), в древнегреческом театроне V— IV вв. до н. э. — фасад скены, сооружения, расположенного за орхестрой (боковые пристройки называли параскениями). Проскений обычно сооружали в виде портика с колоннами, в проемах проскения размещали декорации. В дальнейшем в римском театре просцениумом (лат. proscaenium) называли переднюю часть сценической площадки.

ПРОСТАСИС (от греч. prostasia — “стояние впереди”), переднее промещение, портик, то же, что пастада; у древних римлян — вестибул.

ПРОТИРОН (греч. prothyron — преддверие), в античной архитектуре — углубление в наружной стене дома, создающее нечто вроде портала, ниши, эдикулы (ср. вестибюль; нартекс; портик; продомос; пронаос; пропилеи).

ПРОТОМА (греч. protome — передняя часть), скульптурное изображение передней части животного — быка, коня. Сдвоенные протомы образуют капители в архитектуре Древнего Ирана V — IV вв. до н. э.

ПРОФИЛЬ (франц. profil, от лат. prае — перед и filum — нить), в архитектуре — поперечный разрез формы, то же, что облом.

ПРЯСЛО (от пряду, прясти), в древнерусской архитектуре — часть поверхности наружной стены здания, ограниченная с двух сторон пилястрами или лопатками; поле стены “от столба до столба”.

ПСЕВДОПЕРИПТЕР, см. периптер.

ПТЕРОН, см. периптер.

ПУЛЬПИТ (итал. pulpito, от лат. pulpitum — деревянный помост, подмостки), в храмах средневековой Италии — то же, что кафедра, лекториум.

ПЬЕДЕСТАЛ (франц. pie'destal, от итал. piede — нога, стопа и stallo — место, установка), подножие, основание колонны, статуи (см. база; крепидома; ордер; подиум; стереобат; стилобат; фундамент; цоколь).

ПЯТА АРКИ, СВОДА, нижняя часть (подошва) арки или свода, которая непосредственно опирается на Пилон, колонну, капитель или импост.

Р

РАБАТ (араб. r'abat), в средневековой арабской архитектуре — укрепленный лагерь, крепостные стены, обычно прямоугольные в плане, с башнями по углам.

РАВЕЛИН (нем. Ravelin, из итал. rivellino — “щит вала”, от лат. revellare — разрывать землю), в архитектуре крепостей XVI — XVIII вв. — треугольный в плане выступ, расположенный впереди куртины — участка стены между двумя соседними башнями или бастионами.

РАЗОРВАННЫЙ (ВЫГРЫЗЕННЫЙ) ФРОНТОН, треугольный или лучковый (полукруглый) фронтон, центральная часть которого имеет разрыв, полукруглую выемку. Такой прием, родственный раскреповке, характерен для стиля Барокко.

РАСКРЕПОВКА (от крепить, усиливать), прием зрительного усиления элементов архитектурной композиции. Например: сдвоенные колонны или пилястры, пилястры, собранные в пучки по углам здания, ступенчатые изломы карнизов и антаблемента в целом (из-за того, что колонны значительно отодвигаются от стены), разорванные фронтоны. Подобные приемы усиливают пластику стены, создают напряженное, динамичное ощущение, что свойственно архитектурному стилю Барокко.

РАСПАЛУБКА, часть свода в виде сферического треугольника. Образуется в результате пересечения двух цилиндрических сводов. Для архитектуры готического стиля характерно усиление, укрепление ребер свода — нервюр и облегчение кладки распалубок (ср. лоток).

РАТУША, РАТХАУЗ (нем. Rathaus, от Rat — совет и Haus — дом), в архитектуре Западной и Северной Европы — здание городского самоуправления. Ратуши имели большие парадные залы и высокую башню с часами и флюгером. Ратушная башня происходит от средневековых донжона и беффруа.

РЕГУЛА (лат. regula — правило, линейка, мерка, от regere — править, управлять), в архитектуре дорического ордера — короткая планка, “полочка”, расположенная ниже тении под триглифом. Снизу регула оформлена шестью “каплями” — гуттами.

РЕФЕКТОРИЙ (лат. refectorium, от refectus — отдых), в архитектуре средневековых монастырей Западной Европы — трапезная, помещение для совместной трапезы монахов.

РИЗАЛИТ (итал. risalita — выступ), часть здания, выступающая за линию фасада во всю его высоту. Для архитектуры Классицизма типична трехчастная схема композиции фасада: центральный и два малых, симметрично расположенных ризалита (ср. флигель).

РИЗНИЦА (от риза — одежда, облачение), помещение для хранения церковных ценностей. Ризница может находиться в северной апсиде триконха (трехапсидного храма) либо в отдельном приделе (ср. крипта; сакристия).

“РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ЯЧЕЙКА”, композиционный элемент архитектуры древнеримских зданий. Состоит из арки, пяты которой опираются на массивные пилоны, а колонны, обычно на пьедесталах, приставлены по сторонам в качестве украшения, внешнего оформления. В отличие от древних греков, римляне использовали ордерные элементы не конструктивно, а декоративно. Несущей конструкцией оставались стена, арка, свод, а колоннады превращались в декоративное оформление фасадов (см. суперпозиция).

РИМСКИЙ БЕТОН, см. античная архитектура; бут; терраццо.

“РОЗА” (нем. Rose), в средневековой архитектуре Западной Европы романского и готического периодов — большое круглое окно в центре западного фасада храма. Узор каменных переплетов и цветные стекла витражей придают окну сходство с каменным цветком.

РОЗЕТКА (франц. rosette — маленькая роза), декоративный мотив в виде геометризованного изображения цветка.

РОНДЕЛЛА (итал. rondella, от франц. rondel, от rond — круг), круглая башня в углу крепостных стен (ср. барбакан; бастея; беффруа; донжон; ротонда).

РОСТРАЛЬНАЯ КОЛОННА, РОСТРЫ (лат. rostrum — нос, клюв, носовая часть судна в форме острия, тарана), древние римляне украшали рострами (носами захваченных вражеских кораблей) ораторские трибуны и колонны на Римском Форуме (ср. трофей). В архитектуре Классицизма часто использовали композицию ростральной колонны в качестве триумфального монумента и своеобразного воспоминания об античности.

РОТОНДА (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый), тип круглого в плане здания. Ротонды обычно перекрывают куполом. Круглое здание без несущих стен, состоящее только из колоннады и перекрытия, называют моноптером (ср. толос). Полуциркульная пристройка — полуротонда (ср. эдикула).

РУИНА (лат. ruina — падение, обвал), разрушенное от времени здание. В романтических парках конца XVIII — начала XIX в. создавали искусственные руины — сооружения, имитирующие античные развалины.

РУНДУК (тюрк, orunduk — подушка, сиденье), в древнерусской архитектуре — помост, возвышение, парадное крыльцо, а также сень, навес над таким крыльцом. “Рундук свесом” — площадка, крыльцо нависающее на “выпусках” — выступающих концах бревен деревянного сруба.

РУСТ, РУСТОВКА (лат. rusticus — простой, грубый, сельский), прием обработки фасада здания в виде больших грубо отесанных квадров в “сельском стиле”. В архитектуре Классицизма руст имитируется кирпичом и штукатуркой. Рустовкой подчеркивают углы и нижний, цокольный этаж, что придает постройке тектоничность. “Дощатым”, или французским (ленточным), рустом называют обработку фасада глубокими горизонтальными врезами (без вертикальных швов). Обработка выступающих камней в форме правильных четырехгранных пирамид называется алмазным или бриллиантовым рустом, по-итальянски — диаманти (итал. diamanti — алмазный, бриллиантовый).

РЮСТКАМЕРА (нем. Rustkammer, от Rust — снаряжение, вооружение и Kammer — комната), комната для хранения коллекции оружия. То же, что арсенал.

РЯЖ (от режа, режь — бревенчатая клетка), бревенчатый сруб, заполненный камнями. В Древней Руси ряжи использовали при возведении крепостей или опор мостов.

С

САКРИСТИЯ (ср.-лат. sacristia, от sacrum — священный), в католических храмах Западной Европы — сокровищница, то же, что ризница в православных церквях.

САЛОН (франц. salon, итал. salone, от лат. salum — простор; ср. зал), большая, просторная комната для приема гостей (ср. отель). В Париже с 1737 г. большие художественные выставки членов Академии проводили в одном из залов Лувра — Квадратном салоне. В более широком значении — вообще помещение или художественная выставка.

САМЦОВАЯ КРОВЛЯ, см. щипец.

САНДРИК (итал. sandric, от лат. sanidis — доска, настил), небольшой профилированный карниз, “полочка” над оконным или дверным проемом. Призван отводить дождевую воду от проема, но в композиции здания имеет тектоническое значение, подчеркивая ритм чередующихся окон, дверей, простенков.

СВЕТЕЛКА (от свет, светлый), в русской архитектуре — небольшая светлая комната в верхней части дома. Светлицей называли парадную светлую комнату в хоромах, обычно на втором или третьем этаже (ср. антресоль; бельведер; горница; мансарда; мезонин; палаты; терем; хоры).

СВОД (греч. apsis — свод, дуга; ср. апсида; конха), криволинейное перекрытие вертикальных частей здания: стен, столбов, пилонов (ср. арка). Внутреннюю поверхность свода называют куполом. Своды бывают разных профилей: полуцилиндрические, коробовые (слегка уплощенные), параболические, крестовые (образуются пересечением двух цилиндрических сводов), сомкнутые (образуются падугами и зеркалом — плоскостью в верхней части), каркасные, или нервюрные (см. готический стиль).

СЕКОС (греч. sekos — забор, ограда), в Древней Греции — огороженная площадка перед храмом, где проводили культовые церемонии (ср. теменос), также — священная роща, святилище.

СЕНИ (см. сень), в русской деревянной архитектуре — входное помещение, расположенное перед клетью избы или между двумя клетями. Иногда сени размещали и на втором этаже.

СЕНЬ (ст.-слав. сънь — тень, защита), в русской архитектуре — навес, шатер, палатка на столбах или колоннах (ср. балдахин; киворий; скиния).

СИЛЬВИЯ (от лат. silva — лес), участок парка пейзажного стиля, напоминающий естественный лес.

СИМА (греч. sima, от simos — курносый, вздернутый), в архитектуре Древней Греции — фигурный карниз, терракотовый или мраморный желоб, по которому дождевая вода текла вдоль края кровли. На определенном расстоянии устраивались отверстия — водометы, оформленные в виде масок львов, горгон с раскрытыми ртами. Профиль симы тот же, что и у каблучка (ср. антефикс; слезник).

СИМБОРИО (исп. cimborrio — “чашечка”), в архитектуре Испании — купол, свод, барабан купола, световой фонарь, венчающий купол (ср. лантерна; тибуриум).

СИСТИЛЬ, СИСТИЛЬНАЯ РАССТАНОВКА КОЛОНН (от греч. systello — стягивать и stylos — колонна, опора), систилем называют тип древнегреческого храма, колоннада которого имеет интерколумний (расстояние между осями соседних колонн), равный двум нижним диаметрам колонны (см. эмбат). Более широкая расстановка колонн называется диастилем, а еще более узкая — пикностилем (см. также эвстиль).

СКАЛА (итал. scala, от лат. scandere — восходить, подниматься), лестница (ср. пандус).

СКАМИЛЛА (лат. scamillum — скамеечка), в древнеримской архитектуре — цоколь, пьедестал, плинт.

СКАРП (итал. scarpa — ботинок, башмак, лат. scapus — стержень), выступ стены наподобие лопатки или лизены, дверной косяк, устой.

СКВЕР (англ. square — четырехугольник), квадратная или прямоугольная площадь, по периметру которой расположены дома, а в центре — сад с оградой. Такие скверы появились в Англии в начале XVII в. Позднее — просто сад.

СКЕНА (греч. skene — шатер, палатка), в древнегреческом театроне (театре) вертикальная стенка, декорация, расположенная за сценической площадкой — орхестрой (см. также проскений). От греческого слова происходит название скиния — переносной шатер на столбах.

СКИФА (араб. skifa — навес), в мусульманской архитектуре — прихожая, вестибюль жилого дома.

СКОЦИЯ (лат. scotia, из греч. skotios — затемненная), профиль, или облом, представляющий собой в поперечном сечении двойную асимметричную выкружку (вогнутый профиль) из двух четвертей окружностей разных радиусов (см. трохилус).

СКРИН (англ. screen — ширма, перегородка), в архитектуре английских кафедральных соборов — поперечная перегородка нефа. То же, что леттнер в Германии и амвон во Франции.

СКРИПТОРИИ (ср.-лат. scriptorium, от лат. scribere — писать), в средневековых монастырях — помещение для переписывания и хранения рукописей — манускриптов.

СКУОЛА (итал. scuola, от лат. scholae, греч. schole — досуг, занятие), здание церковной общины, светское помещение при храме. Термин появился в Венеции в XIII в.

СКУФЬЯ (др.-рус. скуфиа, через ср.-греч. skouphia, из греч. skyphos — чашка), чашечное перекрытие, характерное для древнерусской архитектуры XI — XII вв. В более широком значении — вообще купол, свод, скиния.

СЛЕГА (ст.-рус. сляга — жердь, тонкое бревно), в деревянной архитектуре славян — продольное бревно кровли. Слеги укладывали по скатам, от фронтона до фронтона. Вдоль нижнего края кровли к слегам крепятся курицы. Наверху, вдоль конька крыши, проходит князевая слега, иногда ее также именуют коньком или шеломом.

СЛЕЗНИК, ИЛИ КАПЕЛЬНИК, выносная плита венчающего карниза здания, имеющая на нижней поверхности желобок, выемку для лучшего стекания дождевой воды (ср. сима). В архитектуре дорического ордера к нижней поверхности карниза крепятся прямоугольные плиты — мутулы с гуттами.

“СЛЕПАЯ АРКАДА”, то же, что аркатура.

“СЛЕПОЕ ОКНО”, прямоугольная ниша в стене, имитирующая оконный проем (см. также ширинка).

СЛУХИ, в древнерусской архитектуре — проемы, небольшие отверстия в каменной кладке шатра колокольни. Действуют как резонаторы, усиливая колокольный звон, а также освещают внутреннее пространство (ср. голосники).

“СЛУХОВОЕ ОКНО”, см. мансарда.

СОБОР, см. храм.

СОЛЕНЫ (греч. solenos — труба, желоб), в архитектуре Древней Греции — плоские черепицы кровли из мрамора или терракоты (см. калиптеры).

СОЛЕЯ (лат. solium, ср. греч. solea — возвышение, престол), в христианском храме — возвышение алтарной части (ср. пресбитерий). В древнерусском храме солея представляет собой трехступенчатое возвышение перед иконостасом. Его центральная часть называется амвоном. Близкий термин — вима.

СОФИТ (итал. soffitto, от ср.-лат. sub tictum — “пришитый снизу”), средневековый подшивной потолок, закрывающий снизу стропила кровли. Позднее потолок, обработанный декоративными кессонами или росписью (ср. плафон).

СРЕДОКРЕСТИЕ (ср.-греч. amphallion), центральная часть храма, пространство, образующееся от пересечения нефа и трансепта либо от двух равноконечных нефов (см. базилика; крестово-купольные храмы).

Пространство, которому придают символическое значение, оформлено четырьмя пилонами или столбами, на которые через подпружные арки и паруса опирается барабан купола или тибуриум.

СРУБ (от рубить), основной конструктивный элемент деревянной архитектуры славян. Состоит из положенных один на другой венцов — четырех бревен, связанных по углам. Образует кубический объем. Другое название — клеть или четверик (см. также восьмерик). Сруб завершается шатром или главой.

СТАДИОН, СТАДИУМ (греч. stadion, лат. stadium), в Древней Греции — сооружение для состязаний по бегу на короткие дистанции. Название происходит от меры длины — стадия.

СТАЛАКТИТЫ (греч. stalaktitos — “накопленный по капле”), в мусульманской архитектуре — декоративная обработка свода, состоящего из рядов мелких арочек, нависающих одна над другой и образующих ячеистую структуру, напоминающую пчелиные соты или естественные сталактиты пещер.

СТАМБХА (санскр. stambcha — стояние), в искусстве Центральной и Юго-Восточной Азии — отдельно стоящая колонна, монумент в честь исторического события.

СТАМИК (греч. stemon, лат. stamen — основа, стояк), в деревянной архитектуре славян — деревянный шпунт, которым скрепляли охлупень, или шелом, с расположенной ниже князевой слегой (коньком кровли).

СТЕЛА (греч. stele — столб), вертикально поставленная каменная плита. В древности стелы использовали в качестве межевых знаков, мемориальных или надгробных сооружений. Дополняли рельефами и надписями.

СТЕРЕОБАТ (греч. stereobates, от stereo — крепкий, твердый и baino — ступаю), в древнегреческой архитектуре — объемное возвышение, на котором возводили здание. Под стереобатом находится фундамент. Верхнюю плоскость стереобата называют стилобатом. Другое название — крепидома (ср. подиум).

СТЕРЕОТОМИЯ (от греч. stereo — крепкий, твердый и tome — рассечение), строительство из камня, искусство обрабатывать крупные каменные квадры. Стереотомия — характерное качество древнегреческой архитектуры, отличающее ее от древнеримской (римляне строили из кирпича с последующей мраморной облицовкой). В средневековье каменщика называли латомусом.